A PHP Error was encountered

Severity: Notice

Message: Undefined index: HTTP_REFERER

Filename: controllers/news.php

Line Number: 95

Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник
Размер шрифта: A A A Изображения:Выкл Вкл Цвет:T T T Выключить версию для слабовидящих
29.03.2009
Меч западноевропейской работы из фондов АГОИАМЗ

Скачать

Меч, хранящийся в фондах Астраханского музея-заповедника, представляет собой интересную эпоху – эпоху  завершения развития тяжелого клинкового оружия, наследия рыцарской конницы. 

Оружие представляет собой обоюдоострый клинок, общей длинной –102 см, из которых около 17,4 см приходится на черен рукояти, рикассо-0,5 см. Ширина клинка у гарды около 4, 7 см, у острия около 3,3 см. Клинок имеет достаточно полное сечение и широкий дол с двух сторон, составляющий по ширине 1/3 клинка. Меч  выполнен из цельной стальной полосы. Оружие явно предназначалось для рубящих ударов, об этом говорит большой угол острия. По своей конфигурации клинок напоминает романские мечи XII начала XIIIвеков или даже позднекаролингские клинки XI столетия.  Рукоять не сохранилась, черен – часть меча на которую набиралась (или насаживалась) рукоять - гол.

На обеих сторонах клинка, и на одной стороне черена, надписи. На одной из сторон клинка – рисунок.

Рисунок и надписи повернуты верхом к острию.

Начнём с рисунка: изображены  корона и под ней двуглавый орёл.  Рисунок выполнен процарапыванием, естественно на незакалённом ещё металле. Орёл держит в лапах атрибуты монаршей власти.

Ниже рисунка надпись древним курсивом: “Solingen”.

На другой стороне клинка надписи:

“V(?)moA”

“Zaa(h)”

“& Ae(?)”

“A Pexc”

(надписи даны в том же порядке что и на мече.)

Выполнены надписи также как рисунок - процарапыванием.

Надпись на черене, как шрифтом, так и способом нанесения резко отличается от прочих; она не процарапана, а оттиснута штампом, буквы рельефны, (с характерными для оттиска заглублениями по краям), отполированы заподлицо. Шрифт штампа-клейма – печатный.

Всё вышеизложенное говорит о том, что надпись на черене – клеймо  мастера.

Надпись “Solingen”(Золинген), о которой говорилось выше, указывает на место где откован меч – район Дюссельдорфа, (марка веками славная изготовлением холодного оружия!).

Рукояти к таким мечам в данный период ковались отдельно и разными цехами, поэтому мастер, ковавший клинок и поставил клеймо на черене. Сам принцип насаживания готовой ручки на черенок клинка не нов. По экспонатам, хранящимся в музеях мира уже известны типажи такого оружия. Одним из наиболее ранних образцов можно считать знаменитый меч (саблю) Карла Великого, изготовленный в X веке в Византии. Аналогичный клинок был обнаружен в Осетии в погребении аланского князя. Интересно, что традиционный кавказский кинжал изготовлялся таким же способом: отдельно выковывался клинок, отдельно рукоять вместе с гардой и навершием, причем в данном случае все эти три элемента защиты руки выполнялись монолитом. Подобный клинок и набранную целиком рукоять  мы можем видеть на знаменитой картине итальянского живописца Джорджоне «Юдифь», (картина была написана мастером около 1504 г.)

Аналогичные по форме клинки можно видеть на знаменитых гравюрах Дюрера, жившего в ту же эпоху, но их рукояти имеют несколько иную компоновку; гарда (перекрестье) и навершие выполнены и насажены отдельно, а ручка имеет обмотку – кожаную, матерчатую или проволочную. Эта схема комплектации ручки для эпохи средневековья была классической, и редко какое оружие изготовлялось способом, описанным выше, (это было скорее исключение)...