A PHP Error was encountered

Severity: Notice

Message: Undefined index: HTTP_REFERER

Filename: controllers/news.php

Line Number: 95

Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник
Размер шрифта: A A A Изображения:Выкл Вкл Цвет:T T T Выключить версию для слабовидящих
05.03.2010
«Атакующие из глубин»

19 марта 2011г. Подводный флот России отметил свое 105-летие, это знаменательный день не только для всех людей, кто, так или иначе, причастен к подводному флоту. Этот юбилей важен в первую очередь с точки зрения государства, так как отражает мощь и опыт накопленный Россией за 105 лет проектирования, строительства и эксплуатации подводных лодок и другой подводной техники.

19 марта 1906 года подводные лодки Российской империи были официально объявлены самостоятельным классом боевых кораблей. Именно эта дата стала точкой отсчета истории подводного флота. Первую субмарину еще в 1620 году построили англичане. Плотник из подмосковного села Покровское Ефим Прокофьевич Никонов подал в 1718 году на имя Петра I челобитную. В ней он писал, что в состоянии сделать «…к военному случаю на неприятелей потаенное судно, которым в море в тихое время будет из снаряду разбивать корабли…». Впервые Никонов предложил разместить на судне специальные «огненные трубы», которые предлагал использовать в качестве оружия. Петр Iзаинтересовался предложением. Никонову были выделены средства и предоставлена возможность изготовить модель «потаенного судна». Хорошо понимая важность стоящей перед ним задачи, Никонов немедля приступил к делу. Самые различные материалы: дубовые и сосновые доски, кожа, холст, смола, медные листы и другое  – потребовались опытному плотнику для осуществления  намеченного проекта. В 1721г. работы закончились. Для того чтобы посмотреть на чудо-корабль, собралась почти вся знать Санкт-Петербурга. Испытания модели прошли вполне успешно: она свободно погружалась в воду, маневрировала, всплывала. Петр I приказал Никонову строить первый боевой подводный корабль. В 1724г. «потаенное судно» Никонова было готово. К сожалению, при спуске лодка, ударившись о каменный грунт, получила пробоину. Потребовалось время для устранения повреждения. Но произвести необходимый ремонт не удалось. После смерти Петра I изобретение Никонова было забыто. Повторное испытание лодки весной 1725г. вновь прошло неудачно. Интерес к судну чиновников Адмиралтейств-коллегии пропал. Заброшенная лодка со временем сгнила в сарае. Никонова разжаловали в простые адмиралтейские работники и сослали на Астраханскую верфь.

Спустя 110 лет в 1834 году на Александровском литейном заводе в Петербурге по проекту военного инженера Шильдера была построена самая современная подводная лодка, вооруженная пусковыми ракетными установками и стальным корпусом. Русский изобретатель Александровский пришел к выводу, что решение проблемы подводного плавания немыслимо без механического двигателя. Лодка по его проекту была построена в 1866 году и развивала скорость не более полутора узлов и дальность плавания всего лишь три мили. В 1884 году русский изобретатель Джевецкий добился успеха, установив на подводной лодке своей конструкции электродвигатель мощностью в одну лошадиную силу, приводимый в действие от аккумуляторной батареи и развившей на Неве под водой против течения скорость четыре узла.

Авторами проекта первого подводного судна, практически пригодного для военных целей, стали ученый-кораблестроитель И.Г. Бубнов, лейтенант М.Н. Беклемишев и инженер-механик флота И.С. Горюнов. Разработанная ими и построенная на Балтийском заводе лодка, получившая название «Дельфин», имела дальность плавания 240 миль и скорость 10 узлов. По своим тактико-техническим данным  русское подводное судно значительно превосходило лучшие образцы зарубежного кораблестроения.

Строительство подводной лодки «Дельфин» положило начало возникновению подводного флота России, в котором  уже в начале XX века имелись хорошо подготовленные кадры специалистов-подводников, в том числе почти 100 офицеров. Год за годом подводные лодки превращались в надежный род боевых сил Военно-Морского Флота России. Впервые в этом качестве они заявили о себе в период первой мировой войны, к окончанию которой русские подводные силы имели вполне сложившуюся организацию и тактику боевого использования. Для уничтожения германских и турецких кораблей и транспортов русские подводные лодки активно применяли торпедное оружие и несколько реже - артиллерию. Отважные русские подводники только в кампанию 1915 года совершили 78 военных походов, уничтожили два крейсера и 16 транспортов противника, а за два года войны общий тоннаж потопленных ими боевых кораблей и транспортов составил более 105 тысяч тонн. А ведь тогда наш подводный флот делал лишь первые шаги!

Много больших шагов вперед отечественный подводный флот сделал после Октябрьской революции 1917 года. Их высокие конструктивные данные, отличная морская выучка и стойкость экипажей сделали наши подводные лодки грозной боевой силой. Осенью 1918г. «Минога» и ещё 3 лодки этого типа были отправлены в Астрахань, составив дивизион Каспийской Флотилии. 21 мая 1919 года в бою у форта Александровский «Минога» потеряла самостоятельное управление: на винт намотался стальной трос и  лодка не могла работать. Водолазов не было. Был дан приказ взорвать «Миногу», чтобы она не досталась в руки неприятеля. Моряк Исаев при температуре 12 градусов по Цельсию 12 раз опускался под воду, чтобы выяснить, как запутан трос, и начал его освобождать. В тот же день, будучи ещё раз атакована аэропланом «Минога» благополучно дошла до 12 –футового рейда.

В 1933г. на вооружении флотов стали поступать подводные лодки типа «Щука», такие лодки строились на Астраханском заводе имени Сталина. На судостроительном заводе строились подводные лодки типа «Малютка». В годы войны эти лодки сплавлялись в Балтийское и Черное моря.

Подводная лодка — это сочетание многочисленных агрегатов и механизмов, агрессивных сред, высоких перепадов давления. Выход на боевое дежурство сопряжен с высоким риском для жизни, как в военное время, так и в мирное. Лодка должна действовать как единый организм, маневрируя по курсу и по глубине, что достигается высокой выучкой и слаженностью экипажа.

Свято соблюдали подводники и старую флотскую традицию: "Один за всех и все за одного!" Ни на каком другом корабле эта традиция не приобретает столь глубокого смысла, как на подводной лодке, где от действия каждого матроса, старшины, мичмана или офицера зависит успех и жизнь всего экипажа. И советские подводники внесли большой вклад в Победу. Например, уже на завершающем этапе войны, 30 января 1945 года подводная лодка С-13 под командованием капитана 3-го ранга Маринеску отправило на дно более 10 тысяч немецких солдат и офицеров и матросов – экипажи фашистских подводных лодок, огромное количество военной техники, большие материальные ценности. В последние месяцы войны небывалый успех сопутствовал и экипажу подводной лодки К-52 под командованием капитана 3-го ранга Травкина. За четыре месяца до Победы эта подводная лодка уничтожила шесть вражеских транспортов и сторожевой корабль.

Родина высоко оценила героические подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны экипажами наших подводных кораблей. Двадцать три подводные лодки были награждены орденами Красного Знамени, двенадцать - стали Гвардейскими, четыре подводные лодки Северного флота (Д-3, С-56, Щ-402, М-172) стали Гвардейскими и Краснознаменными. Тысячи подводников удостоились высоких государственных наград, а двадцать стали Героями Советского Союза.

Высокого звания Героя Советского Союза был удостоен наш земляк Борис Андреевич Алексеев. Уроженец с. Вахромеево, Икрянинского района, Астраханской области. На флоте с 1931 года. Служил на Тихоокеанском и Черноморском флотах. Участник Великой Отечественной войны – с июня 1941г. Командир подводной лодки С-33 1-го дивизиона (бригада ПЛ, Черноморский флот) капитан 2-го ранга Б.А. Алексеев отличился при освобождении Крыма и Севастополя. Находясь в море, Алексеев всегда активно искал противника. Все атаки проводил смело настойчиво, несмотря на сильное противодействие кораблей охранения. К маю 1944г. его подлодка совершила 18 боевых походов на полную автономность, потопила и повредила 8 кораблей противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22.07. 1944г. капитану 2-го ранга Б.А. Алексееву было присвоено  звание Героя Советского Союза. Одна из улиц г. Астрахани носит имя Б.А. Алексеева.

Первый послевоенный период строительства подводных лодок в нашей стране характеризовался созданием подводных кораблей с усовершенствованными тактико-техническими характеристиками. Были увеличены автономность плавания, глубина погружения, надводная и подводная скорости, количество торпедных аппаратов и водоизмещение. Начали строить океанские подводные лодки, которые, по сравнению с морскими, обладали повышенной автономностью плавания и совершали походы в самые отдаленные акватории мирового океана. Часть подводных кораблей уже имели к этому времени на вооружении баллистические и крылатые ракеты.

Примерно с середины 50-х годов в СССР было положено начало новому этапу в развитии ВМФ - созданию океанского ракетно-ядерного флота и, прежде всего, строительству атомных торпедных, а затем ракетных подводных лодок и морских ракетно-ядерных систем стратегического назначения.

С появлением атомных энергетических установок подводные лодки стали действительно подводными, а не "ныряющими", какими, по существу, были ранее. Запас энергии теперь позволяет подводному кораблю плавать под водой длительное время и всплывать под перископ лишь для того, чтобы уточнить свое место в океане по солнцу или звездам, по космическим или радионавигационным системам.

В июле 1962 года атомная подводная лодка "Ленинский комсомол" под командованием капитана 2-го ранга Жильцова прошла подо льдами к Северному полюсу. Через год, в сентябре экипаж подводной лодки, которой командовал капитан 2-го ранга Сысоев, всплыв точно на Северном полюсе, водрузил над торосами Государственный и Военно-морской флаги Советского Союза. В феврале-марте 1966 года группа атомных подводных лодок под руководством контр-адмирала Сорокина совершила кругосветное подводное плавание.

Новые условия плавания, и, прежде всего, большая продолжительность пребывания в море в подводном положении, насыщенность подводных кораблей сложной техникой предъявляют ко всем членам их экипажей повышенные требования. Моряк должен быть в этих условиях дисциплинирован, мужествен, хладнокровен, решителен, физически крепок и способен действовать в любой обстановке быстро, уверенно и точно, обладать большой психологической выносливостью.

На протяжении XX в. подводный флот претерпел колоссальные изменения. Задачи флота менялись от подкрадывания к вражескому судну и закрепления мин до несения боевого дежурства стратегического назначения в планетарном масштабе. Совершенствовалось вооружение, усложнялись агрегаты, повышались требования подготовки экипажей. Ошибка одного могла стоить жизни всем. Поэтому у хорошего командира — все как один: все могут положиться на одного, и один не подведет всех, даже ценой своей жизни. Задраить отсек, остаться на боевом посту в аварийной ситуации и погибнуть там, пытаясь спасти всех, — вот высшее проявление преданности команде и мужества.

Автор Е.А. Замковая